База знаний BILLmanager

Как работать с постоплатой в BILLmanager

BILLmanager позволяет работать с клиентами по постоплате следующими способами:

  • кредитный лимит — клиент может уходить в минус в рамках установленной суммы;
  • опция Оплата по факту использования  — клиент может уходить в минус без ограничений.

Подробнее о видах оплаты см. в статье Виды оплаты услуг.

Вопрос

Как работать с постоплатой в BILLmanager?

Ответ

По умолчанию все клиенты могут приобретать услуги только по предоплате. Чтобы настроить постоплату:

  1. Перейдите в раздел КлиентыКлиенты → выберите клиента → СчетаИзменить.
  2. Выполните одно из следующих действий:
    • включите опцию Разрешить оплату по факту использования;
    • настройте кредитный лимит.

Изменения вступают в силу сразу после активации.

При оплате по факту баланс клиента может принимать неограниченное отрицательное значение, в то время как при кредитном лимите долг клиента не может превысить установленный лимит. Подробнее см. в статье Виды оплаты услуг.

Внимание!
Оплата по факту использования и кредитный лимит не могут действовать одновременно.

Сравнение опций: оплата по факту и кредитный лимит

Чтобы подобрать инструмент постоплаты, сравните характеристики опций.

КритерийОплата по фактуКредитный лимит
Выставление счёта1-го числа за прошлый месяц1-го числа за прошлый месяц
Срок оплаты счётаНе установлен. Покупка услуг и продление не блокируютсяУстановлен и настраивается. При неоплате кредитный лимит блокируется
Лимит долгаНеограниченОграничен установленной суммой
Автоматическая блокировка при просрочкеНетДа
Преимущества
  • отсутствие лимита долга;
  • неоплаченный счёт не блокирует новые покупки;
  • непрерывная работа услуг при любой стоимости.
  • контроль финансовых рисков;
  • автоблокировка лимита;
  • дисциплина оплаты счёта.

Выставление счёта

Для оплаты по факту и кредитного лимита используется разная логика выставления счетов, хотя в обоих случаях счёт выставляется первого числа каждого месяца. 

Для клиентов с оплатой по факту система формирует счёт за фактически использованные услуги за предыдущий месяц. Это уведомление о долге, срок оплаты которого не установлен. Услуги продолжат работать даже при росте задолженности.

Для клиентов с кредитным лимитом система формирует счёт на сумму, которая уже была списана в долг за предыдущий месяц. Этот счёт имеет срок оплаты, например, до 15-го числа. Если клиент его вовремя не оплатит, кредитный лимит будет автоматически заблокирован. Действующие услуги продолжат работать до конца оплаченного периода. Подробнее см. в статье Просроченная дебиторская задолженность.

Если недостаточно средств для оплаты счёта

При оплате по факту баланс клиента уходит в минус. Первого числа система продлит услуги, и долг клиента вырастет. Автоматических блокировок нет. Баланс может уменьшаться неограниченно, пока администратор вручную не применит ограничения.

При кредитном лимите, если счёт не оплачен в срок, платёж становится просроченным и лимит автоматически блокируется. Подробнее см. в статье Просроченная дебиторская задолженность.

Изменение состава услуги (дозаказ)

При изменении тарифа или заказе дополнений система предлагает клиенту следующие варианты:

  • оплатить другим способом. Клиент может сразу оплатить счёт через любой доступный способ. Изменения активируются после зачисления средств;
  • списать с лицевого счёта:
    • при оплате по факту сумма спишется сразу, увеличив текущий долг;
    • при кредитном лимите списание произойдёт, только если остаток лимита позволяет.

В обоих случаях изменения вступают в силу сразу же.

Настройка постоплаты с возможностью блокировки

Используйте кредитный лимит для сценария, в котором:   

  • счёт выставляется первого числа месяца;  
  • срок оплаты составляет, например, 14 дней;  
  • при просрочке происходит автоматическая блокировка.

Чтобы настроить сроки оплаты и автоматическую блокировку, настройте кредитный лимит по инструкции из статьи Просроченная дебиторская задолженность.

Особенности отключения оплаты по факту

При отключении опции Разрешить оплату по факту использования:

  • изменения вступят в силу сразу же и клиент больше не может списывать средства с лицевого счёта в минус. Доступны только другие способы оплаты. Например, банковская карта;  
  • автоматическое выставление счёта на предоплату происходит только при нулевом или положительном балансе;
  • если на момент отключения баланс отрицательный, автоматическое выставление счёта на предоплату не выполнится. Если это требуется, выставьте счёт вручную;
  • автоматическое выставление счетов на предоплату возобновится, когда баланс станет нулевым или положительным.

Подробнее см. в статье Счета на оплату.

Дата последнего обновления статьи: 02.12.2025. Статья подготовлена техническими писателями ISPsystem