20 октября 2023 Время чтения: 7 минут

Как управлять и продавать облачные услуги с помощью BILLmanager

ISPSystem

О заказчике

CLO — облачный проект команды FirstVDS, запущенный в апреле 2020 года.

Компания использовала весь опыт, накопленный за 20 лет работы в хостинге, чтобы создать надежный и удобный облачный сервис. Сейчас CLO — готовое и доступное по цене решение, помогающее клиентам в ежедневной работе.

В основе облака CLO лежат такие проверенные технологии, как Openstack, Tungsten Fabric и Ceph, а биллинг клиентов и продажа облачных услуг осуществляются с помощью платформы BILLmanager отечественного разработчика ISPsystem.

Исходные данные до начала проекта

Облачный проект CLO был запущен в 2020 году. На его создание повлияли три фактора:

  1. Для FirstVDS облака — это профильный рынок.
  2. Текущие клиенты VDS и выделенных серверов присылали запросы на облачные услуги.
  3. Накопленный за годы работы технологический опыт и экспертиза позволили быстро реализовать поставленную задачу. Идея создания возникла в 2019 году, а в апреле 2020 года уже была запущена первая версия.

Концепция проекта заключалась в том, чтобы сделать облако доступнее для конечного потребителя — дешевле, проще в создании и настройке. Поэтому под капотом проекта были использованы популярные, но сложные технологии Openstack, Tungsten Fabric и Ceph, а для расчета и управления облачными услугами применили проверенное и надежное решение — BILLmanager.

В частности, компания FirstVDS использует функциональные возможности платформы BILLmanager в работе со всеми своими клиентами, которых насчитывается более 30K

BILLmanager — биллинговая платформа автоматизации продаж облачных и хостинг-услу

Цель и задачи проекта

Цель: автоматизация продажи облачных услуг для клиентов с использованием единого удобного интерфейса.

Задачи:

  • подобрать биллинговую платформу для автоматизации продаж облачных услуг с помощью единого интерфейса;
  • настроить интеграцию с другими ИТ-сервисами и системами (в том числе с платежными системами) для повышения эффективности взаимодействия с клиентами;
  • доработать платформу под задачи провайдера (отчеты, система расчета сущностей);
  • сохранить единство визуального стиля биллинговой платформы с интерфейсом облачной платформы CLO.

Чтобы предоставлять клиентам облачные ресурсы и услуги через «единое окно» и при этом иметь возможность сохранить целостность визуального стиля в работе с облачным проектом, команда CLO выбрала платформу BILLmanager. В частности, функциональные возможности биллинговой платформы на текущий момент позволяют оформить личный кабинет клиента исходя из брендбука компании, причем без дополнительных затрат на разработку визуального стиля.

Техническая составляющая личного кабинета полностью использует возможности платформы BILLmanager.

Решение, которое использовалось в проекте

Облако состоит из нескольких ключевых сущностей: вычислительная инфраструктура, программное обеспечение, которое ею управляет и используется для виртуализации (Openstack), бэкенд, личный кабинет клиента и система биллинга, которая позволяет управлять и рассчитывать облачные услуги.

Анализ других доступных на рынке решений выявил их узкое целевое использование. Например, специфика систем для телекоммуникаций или подписных сервисов не позволила бы их применить для облачных услуг.

BILLmanager — универсальная платформа для автоматизации продажи услуг, управления сервисами, контроля и управления ИТ-инфраструктурой.

Получить доступ к демостенду

Доступ к тестовому демостенду, на котором установлена платформа. Это позволит в кратчайшие сроки сформировать представление о продукте

Платформа предлагает облачному провайдеру полный набор возможностей, необходимых для продажи услуг и кастомизации интерфейса в соответствии с брендом компании, и может быть гибко настроена под конкретный проект с использованием открытого API.

Данное решение позволяет:

  • автоматизировать выдачу сервисов и облачных услуг;
  • проводить финансовые операции (прием платежей) и создавать отчетные документы;
  • вести финансовую и управленческую отчетность;
  • регламентировать и автоматизировать процессы согласования;
  • планировать затраты;
  • вести учет клиентской базы и контрагентов во встроенной CRM-системе;
  • реализовать техническую поддержку пользователей, используя систему тикетов.

BILLmanager дает возможность контролировать и управлять всей инфраструктурой по принципу единого портала; создавать различные схемы продажи услуг: по статистике потребления (pay-as-you-go), за выделенные ресурсы (аllocation pool) или их комбинации; генерировать гибкие отчеты с помощью встроенной BI-системы.

Платформа готова к работе сразу после установки и позволяет с базовой функциональностью закрыть большинство задач облачного провайдера. При этом в случае индивидуальных запросов и задач бизнеса платформа может быть доработана с помощью плагинов и внешних надстроек.

Также BILLmanager успешно работает и в других проектах FirstVDS и FirstDEDIC, что позволило применить накопленный опыт для эффективной интеграции платформы в проекте CLO.

Хотя в большинстве случаев BILLmanager можно использовать «из коробки», его функциональных возможностей и встроенного личного кабинета достаточно для создания облака и продажи услуг клиентам.

Использовать готовое решение «как есть» или дорабатывать под конкретный проект

Биллинг в CLO — это главный центр учета данных о клиенте, финансах и облачных услугах. Он решает несколько основных задач:

  • хранение всех данных о клиентах, которые регистрируются в системе, — какие услуги и в каком объеме используют;
  • настройка тарификации, пакетов услуг и их стоимости;
  • ведение полного биллингового цикла;
  • предоставление маркетинговых инструментов, например создание скидок и продажа сертификатов.

Все эти задачи реализуются сразу после установки и настройки платформы, но для тонкой оптимизации под проект CLO разработчиками компании сделаны доработки с помощью гибкой системы кастомизации и плагинов, а именно:

  • создана собственная система отчетов, которая, используя данные биллинга, позволяет детально анализировать информацию о клиентах и потребляемых ими услугах;
  • доработана система расчета виртуальных сущностей облачных услуг: серверы, плавающие IP-адреса, сети, балансировщики нагрузки и другие;
  • разработан уникальный личный кабинет клиента, который в виде веб-приложения позволяет заказывать услуги, управлять ими, оплачивать и вести учет потребления ресурсов. Новый личный кабинет интегрирован с бэкендом BILLmanager и использует все его технологические и процессные возможности.

Актуальный интерфейс ЛК BILLmanager
Актуальный интерфейс ЛК BILLmanager
Интерфейс ЛК CLO
Интерфейс ЛК CLO

Доработка платформы возможна как с помощью собственной разработки, так и с использованием готовых плагинов и модулей. Это существенно расширяет ее возможности и позволяет «заточить» под используемую в проекте бизнес-логику.

Итоги проекта

BILLmanager применяется в проекте CLO уже не один год, при этом услугами платформы в целом пользуются более 30 тысяч клиентов FirstVDS на протяжении многих лет.

Платформа позволяет закрывать все основополагающие потребности бизнеса по выдаче облачных сервисов и проведения финансовых операций, а также гибко распределять права доступа. Последнее дает возможность запретить обычным пользователям работу с функциями администратора или закрыть доступ к информации, которая может быть доступна только определенным группам пользователей.

Более того, платформа применяется не только для внешних проектов FIrstVDS, но и для оптимизации внутренних бизнес-процессов. Услугами биллинга пользуются практически все департаменты компании:

  • отдел поддержки с использованием тикет-системы;
  • отдел продаж использует функциональные возможности CRM-системы;
  • отдел маркетинга создает рассылки и сертификаты, использует систему скидок и бонусов;
  • бухгалтерия формирует финансовые документы и ведет управленческую отчетность.

Дальнейшее развитие облачного проекта CLO позволяет использовать все необходимые функции платформы BILLmanager в привычном режиме, без доработок и перестройки бизнес-процессов.

***

Задать вопрос о проекте, а также оставить свои предложения вы всегда можете в нашем «Центре помощи».