10 января 2023 Время чтения: 6 минут

Муки выбора ПО: когда лучше создать с нуля, а когда — приобрести готовое?

ISPSystem

Павел Гуральник, генеральный директор ISPsystem, поделился мнением с изданием RSpectr о целесообразности покупки софта у отечественного вендора и собственной in-house разработки

С вопросом, когда лучше создать свое ПО, а когда приобрести готовое, сталкивается, пожалуй, каждый второй заказчик софта в России. А в 2022 году в условиях ускоренного импортозамещения и непредсказуемости внешних обстоятельств вопрос особенно обострился.

На этом фоне многие отечественные представители ИТ-отрасли задумываются о том, чтобы развивать бизнес в сторону собственной in-house разработки. Однако у такого пути есть свои трудности и риски, в частности, высокие экономические и временные затраты, непрофильное направление деятельности организации, отсутствие опытного штата специалистов.

Издание RSpectr выяснило, что думают об этом отечественные представители ИТ-индустрии, в том числе компания ISPsystem. Ниже приводим полную версию комментариев Павла Гуральника на вопросы редакции.


В каких отраслях (случаях) целесообразнее покупать софт у отечественного вендора, а в каких - вкладываться во внутреннюю разработку, в том числе создавать специальные ИТ-подразделения?

Последнее время отечественные вендоры активно развиваются, появляется все больше решений, в том числе специализированных продуктов для большинства отраслей. Потребности в софте закрываются, однако не вся продукция российских вендоров соответствует на 100% западным аналогам. Во многих случаях такое сходство и не нужно, потому что где-то функциональность была избыточна или потребности заказчика требуют других возможностей продукта, чем те, которые были у западного аналога. Сейчас отрасль разработки и отечественные вендоры активно прогрессируют, совершенствуя свои решения, и в подавляющем большинстве случаев целесообразнее покупать софт у отечественного вендора.

Безусловно, есть какие-то специализированные программы и софт, которые сейчас либо отсутствуют, либо не до конца закрывают потребности заказчиков. Но если ниша существовала, и в ней существовал какой-то западный аналог, а сейчас она освободилась, и в ней есть спрос, то скорее всего уже присутствует один или целый ряд отечественных вендоров, которые этот спрос пытаются удовлетворить.

Вкладываться во внутреннюю разработку имеет смысл, когда этого требуют критические сервисы компании, которые непосредственно влияют на ее бизнес-процессы. Например, если речь идет о банковских сервисах, порталах обслуживания - они индивидуальны, требуют внутреннего штата на сопровождение, разработку и обновление. Это не масштабируемые на рынок решения, они изначально производятся под индивидуального заказчика и его потребности. Если такое решение сделать руками подрядчика, то в дальнейшем появится необходимость это решение развивать, поддерживать, а в таком случае компаниям придется создавать специальные ИТ-подразделения, которые этим будут заниматься. Если же мы говорим про ПО более широкого потребления, например, как виртуализация, операционные системы, прикладное ПО для проектирования, то здесь, безусловно, стоит вкладываться в отечественных вендоров, которые будут внедрять эффективные разработки, развивать продукт и рынок высоких технологий в совокупности.


Какие плюсы, трудности и риски разработки собственного ПО Вы можете обозначить?

Плюсы в разработке собственного ПО существуют, когда это что-то индивидуальное для организации, и ни один вендор не может закрыть эти потребности. Это не масштабируемый продукт, он не нужен другим участникам рынка, он критически важен для этой организации. А сама эта потребность не закрывается альтернативными решениями или рядом продуктов - вот тогда организация принимает решение о собственной разработке, чтобы удовлетворить свои потребности.

Трудности здесь очевидные: это непрофильное направление для организации, компания не является ни разработчиком программного обеспечения, ни вендором. Соответственно, им нужно отрастить внутри себя компетенции, которые не являются ключевыми для их бизнеса. Организации необходимо перенять экспертизу по продуктовой разработке, по управлению рисками, по контролю качества, собрать и управлять командой и так далее. Поэтому, как правило, надо смотреть на рынок, изучать кто уже есть на рынке, кто профессионально создает такое ПО, которое позволяет закрыть потребность, а свои ресурсы направлять в свою профильную деятельность.


В таком случае, какие существуют плюсы, трудности и риски покупки готового ПО?

Плюсы такой покупки в том, что компания не тратит свои ресурсы на непрофильную деятельность. Она покупает готовое решение, за которое разработчик несет ответственность, он обязуется его предоставлять организации в том виде и в том качестве, которое требуется. Заказчик получает качественный продукт на выходе, не имея никаких организационных и операционных трудностей, связанных с созданием продукта. Риски такой ситуации в том, что продукт может развиваться не совсем так, как того хочет заказчик. Например, ему может потребоваться какая-то функциональность, которая не востребована всеми остальными участниками рынка, поэтому вендор принимает решение, что он внедрять такую возможность не будет, а потребителю этого ПО придется идти на некоторые компромиссы и принимать решение в рамках того, что он получает от вендора. Так достаточно часто бывает, особенно если это не какой-нибудь якорный для вендора заказчик, под которого он готов делать индивидуальные разработки.


В целом, какой подход лучше для развития ИТ-отрасли?

Каждый представитель рынка должен заниматься своей профильной деятельностью - делать то, в чем он хорош. Разработку программного обеспечения надо доверить специализированным компаниям, которые будут делать это качественно и предоставлять потребителям законченный, хорошо работающий, отвечающий их потребностям продукт. Сейчас много разных решений на рынке, и, к сожалению, многие организации принимают решение делать что-то самостоятельно, потому что какой-то продукт от существующего вендора может не соответствовать их пожеланиям в моменте. В долгосрочной перспективе это приводит к тому, что на рынке дублируются одни и те же продукты, они начинают конкурировать друг с другом, а это тормозит технологическое развитие отрасли и страны. Ведь вместо того, чтобы развивать зарекомендованный продукт хорошего вендора, предоставляя ему возможности для большего масштабирования и прогрессирования, многие компании начинают делать свои аналоги. Так, на рынке появляются пять аналогичных решений от организаций, которые не знают что им делать с этими решениями дальше, потому что внутри поддерживать продукт сложно и дорого. Его начинают выводить на рынок, и в итоге целых пять организаций потратили одинаковое количество времени и разное количество денег на один и тот же продукт, хотя могли заниматься чем-то профильным, развивать свои технологии и выводить их на качественно новый уровень.

Полный текст статьи RSpectr «Софт среди чужих» читайте на сайте издания. В ней вы сможете ознакомиться с мнением российских представителей ИТ-отрасли о том, в каких случаях стоит покупать готовые программные решения, а в каких заниматься разработкой собственных.