04 июня 2020 Время чтения: 14 минут

Школа тестировщиков. Как это было

Ксения Лопатина

Ксения Лопатина

Специалист QA

ISPSystem

В интернете миллион возможностей обучиться новому — иностранным языкам, программированию, дизайну и чему угодно ещё... Тестирование не отстаёт: есть и курсы, и тренинги, и школы. Несмотря на это, в декабре прошлого года, мы решили организовать своё обучение. Это произошло задолго до того как студенческая жизнь перетекла в Zoom, поэтому обучение происходило очно.

Я работаю в отделе тестирования, и была в числе тех, кто организовывал и проводил обучение. В этой статье расскажу, как мы создавали курс, с какими сложностями столкнулись, что получили в результате. Думаю, наш опыт поможет людям, которые только планируют запустить своё обучение, будь то онлайн или очные занятия. Ведь изоляция закончится, а мы вернемся в офисы и лекционные залы, чтобы учиться не только через экран ноутбука.

Постановка задачи

В один прекрасный день руководитель собрал наш отдел и сообщил: «Надо организовать школу тестировщиков — провести серию лекций о тестировании ПО для студентов старших курсов».

Главной целью создания школы мы ставили развитие отдела. Рассчитывали, что при подготовке лекций и семинаров тестировщики посмотрят по сторонам — как на опыт других организаций, так и на тот, что накоплен внутри нашей компании. Это улучшит процесс тестирования, поможет сотрудникам вырасти в специалистов QA, выявит лидеров.

Александр Брюханов, руководитель отдела разработки и тестирования

Такие цели были у руководства, и мы их приняли, но пребывали в смятении. Не понимали, как будем взаимодействовать, ведь до этого почти не общались между собой. Каждый тестировщик сидел в своём «бункере» и ничего не знал о других. Это легко объяснить: у команд спринты и дедлайны, а на тестировщиках завязано многое, поэтому было не до общения.

Из идеи рождается хаос

На первое организационное собрание все пришли подготовленные, но каждый со своим видением. В командах разные потребности и цели тестирования, поэтому используются разные подходы. Каждый настаивал на своём, тянул одеяло на себя, и в итоге разгорелся холивар.

О том, что курс должен быть посвящён тестированию в целом, а не узким технологиям, все забыли. Звучавшие в пылу спора интересные мысли никто не записывал — некогда было. Проведя в переговорке два с половиной часа, мы вышли с кашей в голове и без результата. Договорились еще раз обдумать идеи и скинуть в чат.

Когда в чат посыпались сообщения, я стала записывать важные мысли в документ. Получился набросок будущего плана занятий, и он помог нам сдвинуться с места. На следующем собрании мы обсудили каждый пункт, внесли в документ новые идеи и даже определились с темами первых двух занятий. Решив, что эти два занятия надо проработать более детально, разошлись. В целом второе собрание прошло немного продуктивнее, чем первое, но могло быть лучше.

При подготовке к третьему собранию мы чуть было снова не ударились в споры, но всё разрешила Елена Камышова. Она просто предложила план будущего курса, основанный на наших обсуждениях и программах по базовому тестированию.

Результаты первых собраний показались мне неудовлетворительными, ведь у нас так и не было общего представления о том, какой объем знаний и навыков мы хотим и можем передать. В обсуждениях мы только попусту тратили рабочее время. Поэтому я взяла на себя ответственность и погрузилась в изучение программ всех базовых QA-курсов, которые только могла найти в интернете. Сопоставляла их между собой, а также с нашими хаотичными идеями. В итоге собрала черновик будущего курса, в котором было краткое содержание всех теоретических занятий, небольших практических интерактивов и домашних заданий.

Елена Камышова, Специалист QA

Из хаоса рождается план

Вместе мы доработали план Лены и на этом остановились. Тогда же выбрали тактику обучения — какими будут занятия и домашняя работа. Вот что вышло.

План будущего курса

  1. Вводное занятие
  2. Кто такой тестировщик.
  3. Функциональное тестирование.
  4. Тестирование интерфейса.
  5. Как оформить Bug.
  6. Основы командной строки.
  7. Тестирование API (и чуть-чуть автоматизации).
  8. Как облегчить регрессионное тестирование.
  9. Тестирование безопасности. Нагрузочное тестирование.
  10. Оценка и контроль качества продукта.
  11. Первая работа в сфере IT. Карьерные перспективы.

Структура каждого занятия

  1. Теоретическая часть с акцентом на основы, не углубляясь в инструменты.
  2. Небольшая практическая часть.
  3. Домашнее задание, связанное со следующим занятием.

Алексей Сорокин, руководитель отдела UX, предложил необычный подход к составлению домашнего задания: давать его по теме не прошлого, а будущего занятия. То есть чтобы следующее занятие объясняло его решение.

Например, задаём проверить интерфейс и в свободной форме описать ошибки, а на следующем занятии рассказываем, как правильно оформлять баг-репорты. Забегая вперед скажу, что подход оказался очень эффективным.

Есть такой способ, применяется для обучения взрослых: ничего не объясняя, дают задание, которое нужно выполнить, исходя из собственных представлений и опыта. Люди пытаются решить проблему, приходят к какому-то результату, а потом им рассказывают метод решения. Кажется, что это похоже на издевательство, но так материал воспринимается лучше: поискав решение самостоятельно, люди начинают ценить и понимать метод, который им объясняют.

Алексей Сорокин, руководитель отдела UX-дизайна

От плана — к делу

За темами закрепили ответственных. Каждый выбрал то, что ему было интересно, и готовил как теоретическую, так и практическую часть. Хотелось сделать курс полезным, понятным и без фактических ошибок, поэтому договорились делать прогоны. Дважды в неделю мы собирались и слушали лекции друг друга. Обменивались комментариями и дорабатывали материал.

Через полтора месяца у нас были готовы почти все занятия. Пришло время решать организационные вопросы. Выбрали время, сервисы для общения, подход к оценкам.

Время — вечер вторника и пятницы. Вечер подходил большей части слушателей. Вторник и пятницу выбрали, чтобы у студентов был запас на выполнение домашних работ.

Общение — через Google Classroom и Telegram. Для публикации материалов и проверки работ выбрали Google Classroom, с задачей он справился прекрасно. Для общения со студентами создали чат в Telegram, его нам тоже хватило.

Рейтинг — без оценок. Решили не ставить оценки, а засчитывать «сдал/не сдал» и давать комментарии по каждой работе.

Когда закончили готовить лекции, попросили эйчаров набрать слушателей. Они подготовили анонс и опубликовали в социальных сетях компании. За два дня набрали больше 50 желающих.

Ольга Сыроватская, руководитель HR-отдела

Ожидание и реальность

Итак, настал день «Х». Мы волновались и не знали, чем обернётся затея. Как оказалось, переживали не зря: некоторые наши ожидания разошлись с реальностью.

Ожидания


Не все записавшиеся придут. Будет человек 20, все — любопытные студенты 3-4 курсов.

Реальность


Полный зал, 50 человек. Примерно половина — работающие люди с опытом в IT.

При составлении курса мы рассчитывали на студентов, поэтому такой состав аудитории нас несколько смутил. В то же время было приятно осознавать, что разработчики и тестировщики других компаний пришли у нас учиться. Аншлаг сохранялся недолго, со временем аудитория уменьшалась.

Ожидания


Слушатели будут задавать много вопросов по организации курса и темам лекций.

Реальность


Слушатели задавали вопросы про организацию тестирования у нас в компании.

Вопросы в основном касались не тем лекций, а процесса тестирования у нас. Многие шли на опережение: ответы на них были спойлерами к следующим лекциям. Звучали и провокационные вопросы из разряда: «Какая у вас зарплата? Почему вы работаете именно здесь?» Приходилось выкручиваться.

Активность опытных слушателей порождала и другую проблему: скромные студенты не могли задать вопрос. Тогда мы решили выстроить из хаоса очередь. Я придумала использовать «Ждуна» — мягкую вязаную игрушку. Человек с вопросом тянул руку, получал игрушку и с ней дожидался очереди. Никто уже не мог его обойти. Несмотря на то, что аудитория была взрослой, все хотели потрогать игрушку и разглядеть её вблизи. Идея сработала! «Ждун» помог побороть и хаус, и стеснение.

Ожидания


Первую домашнюю работу выполнят плюс-минус 10 человек, проверим быстро.

Реальность


В день дедлайна нам прислали 30 работ. Ещё несколько работ сдали после дедлайна.

Проверять домашние работы оказалось непросто. Особенно в первый раз. Тогда дедлайн по домашке совпал с днём следующей лекции, нам надо было и к занятию подготовиться, и работы проверить. Это было очень трудно. Хотелось оценить всё не торопясь, дать полезную обратную связь. Мы распределили работы между собой и проверяли их параллельно, стараясь не упустить ошибок и дать комментарий каждому ученику.

Ожидания


В день лекции каждый лектор полностью готов.Иногда мы выявляли недочеты в лекциях за пару часов до их проведения.

Реальность


В день лекции каждый лектор полностью готов.

Конечно, иногда всё шло не по плану. Было нелегко, но мы не терялись и все быстро переигрывали, вносили правки «на коленке».

Тестировщики в роли преподавателей

Никто из наших тестировщиков раньше не преподавал. Многие сами только-только окончили вуз, и у всех было много страхов. Я больше всего боялась публичных выступлений, кто-то — ошибиться или не ответить на каверзный вопрос. Чтобы преодолеть страхи, мы тщательно готовились к лекциям.

Со временем даже выработали систему подготовки к лекциям. Коллега Наталья Безъязыкова поделилась своим подходом.

Три шага подготовки к лекциям от Натальи Безъязыковой:

  1. Осознание цели. В первую очередь надо понять, что ты хочешь донести слушателям? Каково практическое применение?
  2. Проработка материала. Надо убрать лишнее и оставить только важное, чтобы успеть рассказать за полтора часа.
  3. Выступление. Уверенность в голосе и знание предмета дают 100% успех лекции. Наработать уверенность помогают прогоны. Мы репетировали лекции в офисе, а я просила помочь домашних. В роли моих слушателей побывали муж, друзья и даже плюшевый бегемот.

Каждый готовился по-своему. Кто-то репетировал у зеркала, кто-то со своими близкими. Главное, что все подошли ответственно и серьезно. Немалую роль сыграла помощь коллег. Мы давали честные отзывы на прогонах и приходили на лекции друг к другу, как группа поддержки. Помощь была настоящей.

Все лекции мы снимали на камеру: так преподаватели могли взглянуть на себя со стороны, а студенты наверстать пропущенные лекции.

Итоговое задание

Мы создавали школу для развития отдела тестирования, но не только. Нам хотелось получить профит и для компании в целом, и для конкретных продуктов. Поэтому для студентов, дошедших до конца, а их было примерно 25 человек, мы подготовили большое практическое задание.

Каждый студент должен был принести пользу, поэтому мы составляли итоговое задание, исходя из задач команд. Выбрали фичи, которые надо протестировать в текущем спринте, разделили по вариантам и дали студентам.

Наталия Безъязыкова, QA-специалист

Получилось пять вариантов: протестировать три фичи Vepp (Google Analytics, Google Drive, Антивирус); провести нагрузочное тестирование Vepp и Cartbee.

Я предложила студентам провести нагрузочные тестирование для сервиса Cartbee. Ребята охотно записывались, но справился только один. Не знаю, в чем была причина: то ли студенты оказались ленивыми, то ли им времени не хватило, то ли разобраться с «Яндекс.Танком» и «Графаной» действительно непросто. Тем не менее опыт был интересный — и для меня, как для тестировщика продукта, и для студентов, ранее не знакомых с процессом. Но я взяла на заметку, что нагрузочное тестирование — не лучшая задача для вхождения в профессию тестировщика.

Злата Минеева, QA-специалист

Несмотря на сложности, практика принесла плоды. Массовое тестирование пошло на пользу продуктам и позволило выявить лучших студентов. Задания были сложными, и мы подумали, что если человек с ними справился, он сможет с нами работать. Так и получилось. После практики мы определили пять фаворитов, трёх из них одобрил руководитель, и сейчас они работают с нами.

Отзывы слушателей школы

Школа, на мой взгляд, прошла отлично. Разные темы рассказывали разные люди, поэтому было еще интереснее, так как у каждого свое видение. Интересоваться тестированием я начала за полгода до начала школы, а за время курсов узнала много нового, и это очень помогло мне в дальнейшей работе. После курсов меня позвали на собеседование, я его успешно прошла и теперь работаю тестировщиком в команде Vepp.

Юлия Бутина, сотрудник отдела тестирования

Общее представление о тестировании у меня было: оно сложилось из курсов в университете и того, что находил сам. Но в школе мне просто и доступно объяснили многие аспекты QA. Здорово, что давали много практических заданий. Можно было самому всё потыкать, покрутить, попробовать. Знания из школы сейчас сильно помогают. Пишу тесты и частенько ловлю себя на мысли: «Хм, а ведь я знаю, как это сделать».

Денис Черников, сотрудник отдела тестирования

В школе тестировщиков я познакомился с работой в данной области, причем получил не только теоретические знания, но и попробовал себя в практических задачах. Последнее особенно ценно, так как самостоятельно такие знания получить очень тяжело. Было очень интересно взаимодействовать с опытными тестировщиками. После итогового задания меня позвали на собеседование, я его успешно прошёл и теперь работаю тестировщиком в команде VMmanager.

Сергей Гручик, сотрудник отдела тестирования

Итоги

После школы все из нас, несомненно, вынесли что-то для себя, разложили по полочкам свои знания и получили новые навыки. Для меня это был крутой опыт, который прокачал организаторские способности, хард-скиллы и, конечно же, помог побороть страх выступления на публике.

Мы получили много не только в плане личного роста, мы вынесли пользу и для компании, и для отдельно взятых продуктов. Это круто.

Можно, конечно, проводить собрания отдела и «обмениваться опытом», ездить на профильные конференции (мы это делаем!). Но одно дело рассказывать что-то своим коллегам, которые «простят и поймут», или слушать и иногда слышать доклады, и совсем другое — рассказывать что-то людям с улицы. То, что аудитория незнакомая, заставило ребят подойти к задаче с большей ответственностью.

Благодаря школе сотрудники получили опыт публичных выступлений, повысили узнаваемость компании. Ну а компания наняла несколько новых перспективных сотрудников, куда же без этого.

Александр Брюханов, руководитель отдела разработки и тестирования

Как и ожидалось, не все слушатели остались до конца курсов, по разным причинам. Но основные 25 человек ходили стабильно, и мы получили отличный опыт организации подобных активностей у себя. И конечно же, будем проводить их еще.

Ольга Сыроватская, руководитель HR-отдела

Как сделать лучше

На очередном собрании нашего отдела мы немного поразмыслили, что стоило сделать иначе. И вот к каким выводам пришли:

  1. Надо узнать аудиторию и готовить лекции под неё. Мы все же ориентировались на студентов и, наверное, временами работающим людям было скучно.
  2. При подготовке нужно, чтобы один-два ответственных собирали все предложения команды и принимали решения — иначе холивар неизбежен.
  3. Добавлять в занятия больше практики и мастер-классов.
  4. Выставлять сроки домашних заданий так, чтобы успеть проверить к следующей лекции.