09 сентября 2020

Ефим Мирочник

Вице-президент по эксплуатации дата-центров, компания Acronis

Что выгоднее: colocation или собственный дата-центр

В выборе между строительством своего дата-центра и аренды места у colocation-провайдера много нюансов: это и размер компании, и жизненный цикл оборудования, и финансовые показатели, по которым оценивается компания. Как выбрать выгодный вариант, рассказывает специальный гость блога ISPsystem Ефим Мирочник, вице-президент по эксплуатации дата-центров, компания Acronis.


Облака обязательно должны присутствовать при выборе ИТ-стратегии. Но бывают случаи, когда они не подходят. Например, если ваш сервис основан на специфическом серверном оборудовании (мейнфрейм для банка или ASIC для майнинга криптовалюты), вы не доверяете облакам, или они слишком дороги для ваших задач. Тогда остаются два классических варианта:

Собственный дата-центр — это помещение, предназначенное для размещения серверного оборудования. Дата-центр обеспечивает физическую безопасность оборудования, электропитание, охлаждение и сетевую связность необходимой надежности. Собственник дата-центра сам заботится о его архитектуре и качестве услуг.

Colocation — услуга по аренде места в дата-центре. Её предоставляют по согласованной стоимости и с уровнем надежности, закрепленным денежной гарантией. Пользователь colocation предоставляет свое серверное оборудование для размещения на территории провайдера. В colocation предоставляются и дополнительные сервисы. Один из важнейших — это смарт-хэндс: техники в дата-центре, которые могут выполнить работы с оборудованием.

Универсального ответа, что выбрать — colocation или дата-центр — нет. На решение влияют:

  • размеры компании и её цели (в том числе стратегические и финансовые),
  • оценки рисков и затрат,
  • специфика страны и конкретной местности.

Оценка компании по финансовому показателю EBITDA

Некоторые компании оценивают по финансовому показателю EBITDA — объём прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Например, EBITDA часто используют для оценки стартапов. В этом показателе расходы оцениваются только по OPEX (операционным затратам). При строительстве собственного дата-центра, расходы на него учитываются как капитальные (CAPEX). Они попадут в графу амортизации. Это улучшит оцениваемые финансовые показатели компании.

Жизненный цикл оборудования

Инвестиции в свой дата-центр требуют сложного планирования. Это связано с тем, что жизненный цикл составляющих дата-центра очень разный. Например, для холодильного оборудования около 6-7 лет, для ИБП — 10 лет, а батареии для них могут потребовать замены через 3 или 10 лет в зависимости от их типа. В идеале дата-центр нужно проектировать с расчетом минимальных дополнительных вложений в будущем. Хорошо, чтобы к моменту его закрытия все оборудование исчерпало свой ресурс одновременно.

Скорость роста IT

Следующий важный фактор планирования: скорость роста IT-технологий. Требования к ним сейчас и через 4 года наверняка будут разными. Дизайн и строительство своего дата-центра могут занимать 6-18 месяцев, поэтому планировать лучше с учетом долгосрочной перспективы. Если ИТ-инфраструктура растет вдвое каждый год, стоит задуматься о модульности или очередях ввода оборудования в строй. Так у вас будет возможность со временем наращивать дата-центр в соответствии с ростом потребностей и не тратить на старте средства на простаивающие мощности.

Стоимость обслуживание оборудования

Инженерное и серверное оборудование в своем дата-центре придется обслуживать. Для этого нужны квалифицированные кадры: электрики, инженеры по холодильному оборудованию, специалисты по серверному оборудованию, физической безопасности, охране труда и круглосуточная команда специалистов для мониторинга.

Задачу обслуживания собственного дата-центра можно отдать на контрактное обслуживание специализированной организации. Собственный дата-центр с контрактным обслуживанием будет средним вариантом между собственным дата-центром и colocation. Чем более удален дата-центр от мест с квалифицированным персоналом, тем дороже и сложнее будет его содержание. Зато земля должна стоить дешевле.

Колокейшн избавляет от большинства этих сложностей и перекладывает огромное количество забот с клиента на провайдера. Услуга colocation требует регулярной оплаты сервиса, так что попадает в операционные затраты и снижает EBITDA. С другой стороны не требуется существенных инвестиций в проектирование и постройку дата-центра. С colocation можно значительно быстрее начать пользоваться мощностями, чем в случае постройки дата-центра.

Стоимость услуги colocation складывается из нескольких частей:

  • Место в стойке (обычно считается в rack units) или несколько стоек нужного размера
    Полные стойки могут быть установлены в общем зале, в отдельной клетке или в машинных залах
  • Электричество — часто самый дорогой элемент стоимости
    • Максимальная электрическая мощность (в киловаттах) – это ограничение потребления электроэнергии оборудованием клиента, установленным в стойку. Например, ограничение в 6кВт означает, что суммарное потребление электричества в стойке в любой момент времени не должно превышать 6 кВт. Обычно этот параметр во многом влияет на ежемесячные постоянные арендные платежи за стойки.
    • Фактическое потребление электричества за месяц (в киловатт-часах). Для получения месячной стоимости этот показатель умножают на стоимость электричества за кВтч и на коэффициент PUE. Его значение зависит от эксплуатационных характеристик датацентра. Иногда фактическое потребление не выделяется и не подсчитывается отдельно, а включается в пакет услуги провайдером, чтобы ежемесячные платежи были фиксированными.
  • Сетевая связность: локальная связность внутри дата-центра, доступ в интернет и к провайдерам.
  • Условия контракта: срок контракта, возможность досрочного прекращения, срок уведомления и способ автоматического продления. Во многих странах контракт заключается на несколько лет без возможности досрочного расторжения и с автоматическим продлением.
  • Коэффициент эскалации – повышающая процентная ставка. Обычно она соответствует ежегодной инфляции.
  • Смарт-хэндс, мониторинг качества и непрерывности электропитания, потребленного электричества, текущей температуры и влажности окружающей среды в разных точках, отчетность и другие дополнительные услуги.

Стоимость colocation обычно разбивают на две части:

  • Разовая стоимость (NRC) покрывает подготовку инфраструктуры к установке оборудования
  • Ежемесячные платежи (MRC)

Чтобы окончательно выбрать решение, необходимо рассчитать затраты на дата-центр и получить предложения от colocation-провайдеров.

При этом удобно использовать показатель TCO (total cost of ownership) – совокупную стоимость владения. Для этого нужно:

  • определиться с периодом, на котором мы будем сравнивать
  • собрать все планируемые капитальные (CAPEX) и операционные (OPEX) затраты за период для каждого сценария
  • сравнить результаты

TCO = CAPEX + OPEX

Неочевидная сложность возникает при расчете планируемых затрат: для него требуется хорошее понимание рынка и текущего уровня цен. Если есть техническое задание, верхнеуровневое планирование могут сделать либо имеющиеся в компании специалисты, либо специализированные дизайнерские бюро. Однако их услуги тоже придется оплатить.

Можно отступить от задачи «что выгоднее» и перейти к задаче «что разумнее». Это позволяет быстро откинуть неподходящий вариант. Для принятия решения достаточно посмотреть на размеры компании.

Маленькая компания с офисом

Постоянная экономия — обычная ситуация в небольших организациях. Если компания уже платит за офис, можно выделить небольшую кладовку или комнату для стойки и установить несколько серверов и назвать это дата-центром. Возможно, понадобится отдельное охлаждение, но скорее, можно будет обойтись и без него.

Затраты на такой дата-центр минимальны: это выделенное помещение или коммуникационный шкаф, дополнительный стоечный ИБП, кондиционер.

Плюс такого решения: можно организовать дешевую и быструю локальную сеть, потому что все рабочие места и серверы находятся в одном месте. Также это позволяет не заключать долгосрочный контракт на colocation.

Недостатки своего дата-центра по сравнению с colocation:

  • Ненадежно
    • Электричество в офисе могут выключить случайно или выключать периодически для обслуживания.
    • Соседи добавляют риски повредить оборудование: залить, сломать стену, испортить провода.
    • Централизованное охлаждение в офисе может отключаться в нерабочее время. Это может привести к перегревам по выходным. Особенно неприятно узнать об это перед срочной сдачей отчетности.
  • Оборудование может быть достаточно шумным и мешать работать сотрудникам в офисе.
  • Такое решение часто плохо масштабируется.

Небольшие компании могут выбирать colocation в следующих случаях:

  • Если нужна более надежная инфраструктура, которую невозможно организовать в офисе.
  • Если нужен круглосуточный гарантированный доступ ко внутренней инфраструктуре. Особенно это важно во время COVID-19, когда физический доступ в офис закрыт или ограничен.
  • Требуется большая физическая безопасность, чем в офисе.

Средняя компания

В средних компаниях требования к отказоустойчивости обычно достаточно значимы. У организации уже может быть несколько офисов или клиенту могут требовать высокого качества услуг. А значит и инфраструктура должна быть достаточно надёжной.

Если собственных специалистов для обслуживание дата-центра ещё нет, правильнее начать с colocation.

Бывает так, что в вашем регионе нет провайдеров colocation. Тогда придется принимать решение о строительстве собственного дата-центра.

Большая компания

Важные факторы, которые определяют конечные затраты на дата-центр:

  • сеть
  • электричество
  • окружающая среда: климат, возможности охлаждения (воздух, вода)
  • здание и земля для размещения дата-центра
  • риски от человеческих ошибок, политических, техногенных или природных факторов
  • персонал
  • аудитория сервиса

Эти факторы могут менять значимость в зависимости от сервиса, для которого предназначены инфраструктура. Так, криптомайнинг может быть успешно и выгодно размещен в местах, где достаточно холодно и есть дешевое и надежное электричество, — например, в Сибири.

Но такое расположение не подойдет для интерактивных сервисов. Их основная аудитория находится за многие тысячи километров. Прокладывать сеть на большие расстояния дорого, а сетевые задержки при этом возрастут, и сервис будет работать медленнее.

Учитывая существенные риски для больших проектов, проще (но не обязательно выгоднее) использовать уже имеющийся сервис colocation. Для больших проектов стоит привлечь консультантов и оценить проект.

Если colocation недоступен в вашем регионе, можно заключить долговременное партнёрство с провайдером. У вас будет построенный профессионалами дата-центр, а у провайдера — гарантия наличия клиента, который будет приносить прибыль сразу после ввода дата-центра в строй. При таком сотрудничестве у обеих компаний повысится зависимость друг от друга, но зато снизятся риски.

Чем больше компания, тем большего размера задачи могут у нее быть. При этом у больших компаний могут быть задачи и маленького, и среднего размера.

Поэтому общие рекомендации при выборе между дата-центром и colocation будут такими:

  • Для очень маленьких компаний или специфических задач обычно подходит свой дата-центр
  • Для средних компаний и стандартных услуг выгоднее colocation
  • Для больших ИТ-компаний при условии консолидации ИТ-инфраструктуры или для очень специфичных задач выгоднее может быть свой дата-центр. Однако если ИТ - это не профильная деятельность большой компании, и услугу можно получить в colocation, то так и следует поступить, чтобы снизить риски.

Из этого правила бывают исключения, но в большинстве случаев им можно руководствоваться, чтобы не делать сложные расчёты.

ISPsystem рекомендует платформу DCImanager, чтобы управлять оборудованием в своем дата-центре или у colocation-провайдера.

DCImanager помогает держать инфраструктуру под контролем и упрощает её обслуживание:

  • Удалённо управляет серверами, коммутаторами, PDU и сетями;
  • Ведет учет оборудования в дата-центрах с точностью до юнита;
  • Показывает состояние оборудования и сообщает о потенциальных проблемах;
  • Автоматизирует установку ОС и другие рутинные задачи.
<

Ефим Мирочник

Вице-президент по эксплуатации дата-центров, компания Acronis